|
Размышления о семье | |
|
Размышления о семье
( для тех, кто хочет создать семью и избежать глупых проблем )
Предисловие автора.
Представленная уважаемым читателям книга написана мной в 1991 году, двадцать лет назад.
И даже спустя столько времени, я не внёс в текст никаких изменений. Более того - готов и сейчас, в возрасте 45 лет, подписаться под каждым, написанным мной словом.
Я решил издать свою книгу для широкого читателя именно сейчас, т.к. в наше время снижения рождаемости и увеличения числа разводов тема семьи представляется особенно актуальной.
В 1996 году я женился. У меня любящая жена, чудесный момент знакомства с которой я отразил в своей книжке "Истории знакомств", изданной в 2010 году. ( Эту книжку можно найти в Интернете по адресу http://korob-1.narod.ru/Istorii_znakomstv.html ).
Разница по времени рождения между женой и мной - 7 лет. Для меня она остаётся молодой и красивой, поэтому я смотрю на неё как на невесту.
У нас родилось двое детей. Старший сын, уже серьёзный парень, учится в шестом классе и даже влюблён в симпатичную девчонку.
Младшая дочь пошла в первый класс, но, судя по тому, как сегодняшние детишки рассуждают о жизни, после общения с ней можно подумать, что она намного старше.
Поэтому с детьми я стараюсь говорить на равных. Они ведь тоже, по-своему взрослые!
Можно сказать, что я счастлив в браке, а настоящее семейное счастье начинается после полуночи, когда уложишь детей... И тогда я, как вор, пробираюсь в комнату жены... Любимая женщина просыпается от моих поцелуев и в ответ улыбается мне...
Февраль 2011.
ВВЕДЕНИЕ
Романтика лишь тогда романтика,
когда она тщательнейшим образом организована!
Одного голландского фермера спросили: - Вы знаете, что Вы пролетарий?
- Нет, - был ответ.
Тогда наши журналисты, задававшие вопрос, решили проверить, может, этот фермер "тёмный"? не сознательный? идеологически не подкованный?
При более близком знакомстве оказалось, что у голландского фермера образование такое, что он вполне смог бы в вопросах ведения хозяйства уложить, что называется "на обе лопатки" многих наших председателей колхозов.
Образование у фермера в первую очередь - экономическое. Вдобавок, государство дало ему возможность нормально работать, не думая особо, в капиталистических условиях или каких иных. Идейная закалка здесь - не самое главное.
* * *
Мне был задан реферат на примерно такую тему: "Семья в условиях социализма".
Во всяком случае, слово "социализм" должно было присутствовать. А почему бы не написать просто о семье, не важно о какой, социалистической или капиталистической?
В прошлые годы результатом рефератов на тему "Семья в условиях социализма" был идейный разгром буржуазных идеологов в области семейных отношений. Ведь, как утверждают авторы философских словарей: - "Только в трудовом народе, только среди угнетённых классов, особенно среди пролетариата, на основе иных взаимоотношений - товарищеской взаимопомощи и взаимного уважения человеческого достоинства - могла возникнуть и развивается подлинно человеческая любовь, ставшая основой новой, более высокой формы семьи".*
В таком случае, как понять, что ежегодно тысячи семей, проклиная социалистические условия, выезжают из нашей страны в условия капиталистические?
Чтобы глубоко раскрыть тему "Семья в условиях социализма" нужно, на мой взгляд, знать, какова семья в условиях капитализма, чтобы иметь возможность сравнивать, что лучше, а что хуже; где лучше и где хуже.
Короче говоря, столь сложные вопросы являются предметом исследований учёных социологов, философов и экономистов, и слово "социализм" и из названия реферата опустил.
В данной работе я старался достичь две цели: кратко и, в то же время, интересно изложить свои взгляды на семью и семейные отношения, привести данные социологических исследований и высказывания отечественных и зарубежных писателей.
Я не стал подробно описывать такие основные функции семьи, как воспроизводство рода и воспитание детей, совместное ведение хозяйства, основанное на едином семейном бюджете и др. Они достаточно освещались и раскрывались на лекциях по "Научному социализму".
Надеюсь, что мою работу будут с интересом читать прежде всего студенты нашего института.** Думаю, что она вызовет широкий интерес и обсуждение.
___________
* Краткий философский словарь, ред. М Розенталь и П. Юдин, М., Политиздат, 1954 г.
** Автор в 1991 году окончил Уральский Электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (УЭМИИТ). Ныне - УрГУПС.
1. Генезис исторических форм развития семьи
- Как называется такой брачный союз,
когда мужчина довольствуется
одной женщиной? - спросил экзаменатор
у студентки.
- Монотонный - ответила она.
А. Моруа "Письма незнакомке"
Вступление в брак и создание семьи сегодня настолько заурядное явление, что кажется так было испокон веков. Но история развития МОНОГАМНОЙ семьи, как высшего её типа, насчитывает многие и многие тысячелетия.
В настоящее время для любого цивилизованного общества нормой является половая связь только между супругами. Любые половые связи до или вне брака (юридической регистрации семьи) не регулируются обществом, не находятся под защитой закона. Чтобы понять причину этого, ознакомимся с современной точкой зрения на возникновение семьи.
На протяжении миллионов лет наши предки вели образ жизни, который мало отличался от образа жизни современных высших обезьян. Они были объединены в стада, во главе которых стоял вожак.
Считается, что в первобытном человеческом стаде существовал промискуитет, т.е. имели место неупорядоченные половые отношения, когда самцы спаривались поочерёдно с разными самками.
Прямохождение и переход к мясной пище, которой всегда не хватало, должны были осложнить взаимоотношения в первобытном обществе, что неизбежно вело к дракам и убийствам. Фактором, препятствующим полному уничтожению стада, могло служить создание устойчивых парных связей. Всё более индивидуальными становились призывные сигналы, направленные избирательно на одну особь мужского пола. Это были уже зачатки любви, присущей лишь человеку, и той высокой избирательности полового влечения, которое тоже является признаком, отличающим человека от всех других представителей животного мира.
К этому времени резко возросло значение охоты как источника существования. В охоте участвовали молодые взрослые особи мужского пола. В период охоты половые сношения исключались, а по возвращении мужчин с охоты имели место настоящие половые оргии. Пары к этому времени существовать перестали. Об этом свидетельствует образ жизни племён, которые до настоящего времени остались на уровне первобытного общества.
При изоляции племён друг от друга, когда половые связи существовали только внутри племени, появилась опасность вырождения, что, вероятно, и произошло со многими группами людей.
[ Здесь, я думаю, следует сделать небольшое отступление от текста, приведя примеры кровосмешения (браков между близкими родственниками), описанных в различных литературных источниках.
Писатель Морис Дрюон в своей серии романов "Проклятые короли" проследил вырождение царствовавшей в XII - XIII веках во Франции династии Капетингов. Кровосмесительные браки в царствующей семье позволяли сохранить власть только в руках родственников. На свет появлялись дети с признаками вырождения.
Шотландская королева Мария Стюарт в 18 лет стала вдовой, не прожив и года со своим первым мужем Франциском II, королём Франции, который был рождён в результате кровосмесительного брака. Стефан Цвейг в своём романе "Мария Стюарт" написал: "...его отравленная, неизлечимо вялая кровь - проклятое наследие Франциска I ... Он уже не в силах ходить и сидеть в седле, в постели переносят его с места на место. Наконец воспаление прорывается в ухо гноем, и 6 декабря 1560 года злосчастный мальчик успокоился."
Примечательно, что Библия и священная книга мусульман Коран официально запрещают кровосмесительные браки. Вот что говорится об этом, например, в Коране:
Сура 4. Женщины.
Строфа 27. И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери,
и ваши сёстры, и ваши тётки по отцу и матери,
и дочери брата, и дочери сестры,
и ваши матери, которые вас кормили,
и ваши сёстры по кормлению,
и матери ваших жён, и ваши воспитанницы,
и жёны ваших сыновей...
Но пора, однако, далее рассказывать эволюцию семьи. ]
Древние люди инстинктивно понимали опасность кровосмешения. В определённые периоды они вступали в половую связь с представительницами чужого племени.
Выход на межгрупповые и межплеменные половые связи привёл к тому, что за несколько тысячелетий в развитии человечества произошёл гигантский скачёк вперёд. В результате образовались человеческие роды.
С появлением родов половые сношения были упорядочены. Появились определённые права и обязанности, которые должны были быть признаны обществом. Впервые такие обязанности возникли с появлением группового брака, представляющего собой союз двух родов, который обеспечивал половые отношения между ними. В условиях группового брака, прежде всего, возникали права и обязанности по обеспечению питанием и воспитанию детей и подростков. Все дети находились в женской группе, лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин. Ведущая роль стала принадлежать женщине, т.е., как отмечал Ф. Энгельс в своей книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства", наступил век матриархата. Однако понимать сущность матриархата как полное главенство женщин над мужчинами было бы неверным. Будучи ограничены в своих действиях беременностью, родами, вскармливанием детей, их воспитанием, женщины почти не участвовали в добывании пищи и зависели от мужчин, уходящих на охоту. Группы мужчин и женщин жили рядом, ведя совместное хозяйство. Всё чаще встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер, что постепенно вылилось в создание семьи.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья, как форма совместного проживания людей обоего пола, появилась намного позже брака - санкционированной обществом формы отношений между мужчиной и женщиной. (Наиболее полные и самые современные определения брака и семьи будут даны ниже, после того, как мы логически подойдём к ним).
Постепенно старые формы группового брака уступают место "парной семье". В "парной семье" мужчина живёт с одной женщиной, но многожёнство остаётся правом мужчины, и брачные узы могут быть легко расторгнуты. Дети принадлежат по-прежнему матери.
Переход к скотоводству и рост богатства, растущее разделение труда вызвали появление частной собственности. Это коренное изменение в общественных отношениях означало поражение материнского права и переход власти в семье к отцу, мужчине, который стал играть главную роль в хозяйстве. Возникла патриархальная семья. Происхождение детей устанавливается уже по отцовской линии. Позже, с разложением первобытнообщинного строя, возникает моногамия (единобрачие, один мужчина - одна женщина). На первый план выносится соблюдение супружеской верности.
За несколько тысячелетий до новой эры в кодексе вавилонского царя Хаммурапи было закреплено неравенство супругов - кодекс признаёт моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. (У царя Соломона было 700 жён и 300 наложниц!*).
_________
* по рассказу А.И. Куприна "Суламифь".
Моногамная семья, основанная на частной собственности, хотя и была прогрессом, однако, как писал Энгельс, не являлась высшей формой брака в то время. Женщина превратилась в рабыню мужчины; "первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским"*.
Один из выводов, который сделал Энгельс в книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства", гласит: "Итак, мы имеем три главные формы брака, в общем и целом соответствующие трём главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству - парный брак, цивилизации - моногамия, дополняемая нарушением супружеской верности и проституцией. Между парным браком и моногамией на высшей ступени варварства вклинивается господство мужчин над рабынями и многожёнство".
С развитием частной собственности, с развитием товарно-денежных отношений всё большая часть богатств стала сосредотачиваться в руках мужчин. Ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества. Оно стало частным занятием; жена сделалась главной служанкой, была отстранена от участия в общественном производстве. Не последнюю роль в экономическом закабалении женщин сыграла религия. Чего стоит, например, религиозная догма из того же "Корана":
Сура 4. Женщины.
Строфа 38. Мужья стоят над жёнами за то, что Аллах
дал одним преимущество перед другими, и за то,
что они расходуют из своего имущества.
И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том,
что хранит Аллах.
А тем, непокорности которых вы боитесь,
увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их.
И если они повинятся вам, то не ищите пути против них -
поистине Аллах возвышен и велик!
Влияние религии на регулирование семейных отношений велико и по сей день.
Тем не менее, с появлением в XIX веке крупной промышленности, появилась возможность вновь вернуть женщину к общественному производству. В настоящее время появилась реальная возможность стать женщине экономически независимой от мужчины.
Такое явление сейчас называется "эмансипацией женщин". Однако в тех семьях, где ещё сильны религиозные догмы и старообрядовщина (с самой худшей её стороны), моральное закабаление женщин ещё остаётся.
Заглядывая в будущее, учёные пытаются предсказать, какие формы примут семья и отношения между мужчиной и женщиной? Предсказывают, что с развитием производительных сил общество в будущем возьмёт на себя содержание и воспитание детей. Благодаря этому исчезнет беспокойство о "последствиях", моральных и экономических, мешающих девушке, не задумываясь, отдаться любому, понравившемуся ей мужчине. Моногамия, как порождение частной собственности, не прекратит своё существование, а наоборот, примет новую форму, в которой основой будет только любовь.
Однако это будущее, на мой взгляд, настолько отдалённо, что мысли о нём вызывают лишь сладостный мечтательный вздох и... на этом розовый туман рассеивается.
* * *
А каковы самые последние ответы на вопросы: что такое брак? и что такое семья?
Наиболее общепринятыми определениями брака на сегодняшний день, являются определения американских исследователей Э. Богардуса и Э.Ф. Воугел.
Э. Богардус: "Брак - это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни - жизни, основанной на интимной личной связи мужа и жены ради основной цели: рождения и воспитания детей. Этот институт имеет социальную и религиозную санкции".
Э.Ф. Воугел: "После того, как отношения между конкретными взрослыми мужчиной и женщиной обретают стабильность, их союз получает общественное признание. Символом этого общественного признания обычно становится церемония обручения или вступления в брак".
Что же касается термина "семья", то, поскольку семья, как явление более разностороннее и глубокое, определение ему оказалось дать трудно. Считается, что одно из наиболее полных определений помещено в Словаре социальных наук, изданном в Вашингтоне в 1959 году. "Семья, - говорится в словаре, - это группа, которая призвана учредить или урегулировать сексуальную жизнь и деторождение. Однако, хотя это и является основным для образования семейной группы, часто она продолжает существовать даже тогда, когда сексуальная связь не удовлетворяет супругов или рождение детей невозможно, нежелательно либо уже осуществлено. Таким образом, сам термин "семья" обычно относится к (1) первичной группе, составленной из двух родителей ("естественных" или законных) и по крайней мере одного ребёнка, находящегося на их иждивении, причём все они связаны чувствами семейственности. Он может быть также отнесён к (2) женатым или неженатым парам без детей;
(3) к группе, состоящей из одного родителя (независимо от того, состоял ли он первоначально в браке или нет) и детей, если другой родитель неизвестен, умер, дезертировал или исчез другим образом; (4) к группе детей, живущих вместе, которые первоначально имели одного или двух родителей, живущих с ними; (5) к супругу с несколькими законными супругами с детьми или без них; (6) к группе родственников и их детей, которые живут одним хозяйством. Семья является также юридической единицей, группой, имеющей определённый общественный статут, и потребительской единицей; очень часто она является религиозной, а иногда производственной группой, а также ячейкой для организации воспитания и развлечений **".
(Наверное, через сто лет какой-нибудь учёный сформулирует ещё более глубокое и развёрнутое определение семьи, и какому-нибудь студенту достаточно будет просто переписать его, чтобы получился готовый реферат!)
Остаётся добавить, что проблемами семьи АО все времена занимались многие исследователи, писатели, философы. Среди них Гегель, Фурье, Бальзак, Чернышевский, Лев Толстой.
В настоящее время в нашей стране проблемами семьи занимаются такие учёные социологи, как А.Г. Харчев, Н.М. Хозаков, С.И. Голод и мн. др.
____________
* Ф. Энгельс, "Происхождение семьи, частной собственности и государства", Хрестоматия по научному коммунизму, М., Политиздат, 1985.
** "Словарь социальных наук", Вашингтон, 1959.
2. Семья как объект социологических исследований.
Вопрос:
- Почему вы разводитесь?
Ответ:
- А она храпит по ночам!
(Из материалов одного
бракоразводного процесса).
Жизнь в семье связана с общностью если не всего материального обеспечения, то по крайней мере быта и с совместной материальной заботой о нетрудоспособных родственниках. Поэтому между членами семьи неизбежно складываются определённые хозяйственно-экономические отношения. Они выражаются во взаимной экономической помощи и поддержке, в разделении и кооперации труда, связанного с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Причём сама семья определяет лишь необходимость этих отношений, характер же их всецело зависит от социальной принадлежности семьи, конкретно-исторических условий её жизни и деятельности, т.е., в конечном счёте, от экономического строя общества.
По данным социологических исследований психологические отношения между членами семьи, так же как и супружеские, могут иметь нравственное, эстетическое, религиозное и политическое содержание. Поскольку образующий семью брачный союз санкционируется не только моралью, но и правом, постольку внутрисемейные отношения подвержены правовому регулированию. Семья, как одна из форм социальной общности людей, предполагает единство духовных интересов и стремлений всех её членов. Однако, так же как и в браке, в семье это единство далеко не всегда является абсолютным. Соответственно психологические отношения в семье могут включать в себя разногласия и даже конфликты. До определённого момента противоречия внутри семьи существуют в рамках семейного единства, но при их обострении это единство может быть нарушено.
* * *
В этой главе я, пользуясь различной научной литературой, приведу наиболее интересные, на мой взгляд, статистические и социологические данные, которые помогут читателю лучше разобраться в семейных отношениях и избежать так часто встречающихся сегодня семейных ссор и конфликтов. Эти данные потому ценны, потому что они объективны.
Продолжение произведения автора по этой ссылке на сайте журнала "СамИздат"
|